УШУ Саньда

Саньда – это свободный контактный поединок. Китайское слово саньда в буквальном переводе означает «свободные удары». Смысл этого выражения в том, что оппоненты ведут рукопашную схватку не ограничиваясь никаким регламентом, т.е. фактически бой без правил. Именно поэтому саньда ещё иногда называют свободный бой.

sanda1

Китай издревле славился и гордился своими кулачными искусствами. Техники боя развивались с незапамятных времён в условиях многочисленных войн.

Но искусство поединка высоко ценилось не только на полях сражений, но и на множестве публичных мероприятиях.  Одни из первых воспоминаний о сянбо (взаимная драка) можно увидеть в летописях Конфуция «Весна и Осень» (VI-III век до н.э.). В 1975г. при раскопках могилы, датируемой 220-206 гг. до н.э.  был найден гребень с изображением людей, ведущих схватку на помосте.

sanda2

Анализируя древние тексты, можно выделить общие черты, по которым проводились публичные поединки того времени: бой вёлся на квадратном помосте, что вообще стало характерной чертой публичных поединков в Китае; в схватках применялись как удары руками и ногами, так и борцовские приёмы.

Во времена династии Сун (960-1279) рукопашный бой был введён в армии как средство физического воспитания. Тогда же повсеместно и стал использоваться термин «лэйтай», обозначавший как сам помост, так и поединок, проводимый на этом помосте.

Династия Мин (1368-1944) вошла в историю как «золотой век ушу», и лэйтай в то время был очень популярен. Не регламентированные правилами схватки зачастую заканчивались  смертью одного из участников, поэтому оба участника до начала поединка подписывали документ о жизни и смерти, без подписания которого никто к боям не допускался. Вот уж где воистину бои без правил!

При династии Цин (1644-1911) лэйтай широко распространился в народе. Зачастую во время какого-нибудь деревенского праздника сколачивался помост и принимались вызовы от всех желающих. Никаких допусков и регистраций не требовалось, бойцу необходимо было просто назвать себя: кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника саньда была вполне в порядке вещей. При этом подобные мероприятия были массовы и повсеместны, что свидетельствует о высоком уровне рукопашного боя того времени.

Современная история спортивного саньда начинается в 1933 году, когда в Нанкине состоялось «Всекитайское спортивное собрание», в рамках которого проводились бои на помосте с введением определённых ограничений в плане экипировки и разрешённых техник. С течением времени правила проведения поединков совершенствовались, превращая саньда в современное зрелищное спортивное мероприятие.

sanda3

Современная саньда – это динамичный поединок двух атлетов в защитной экипировке. В поединке разрешены удары руками и ногами, а так же борцовские техники. В профессиональных версиях допускаются ограничения по времени работы в партере. В виду этого воспитанники УШУ саньда на сегодняшний день весьма востребованы в таких популярных сегодня проектах как смешанные единоборства. Многие известные и популярные победители подобных мероприятий выходцы именно из саньда.

В целом же, спортивная саньда на сегодняшний день не травмоопасный красивейший вид поединка, завоевавший высокую популярность в мире.

Безопасность и зрелищность спортивного саньда привлекает множество мальчиков и девочек в тренировочные группы, позволяя воспитать в себе уверенность, атлетичность и ряд других силовых и ментальных качеств.

sanda4

Однако старые мастера, в памяти которых ещё живы воспоминания о поединках былых времён говорят, что современная саньда стала через чур спортивной, теряя дух боя без компромиссов.

Поэтому мы в Могилёвской школе УШУ наряду со спортивной саньда, добиваясь в ней хороших спортивных результатов, практикуем и традиционный подход, стараясь сохранить неповторимый воинский дух этого искусства.

sanda5